Финансы и бюджет
Posted: суббота, 11 августа 2012 г. by Unknown in
0
БЮДЖЕТ СТРАНЫ - СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
17 апреля 2001 г. прошло расширенное заседание коллегии Министерства финансов Российской Федерации, на котором были рассмотрены итоги исполнения федерального бюджета 2000 г. и задачи органов финансовой системы страны в 2001 г.
В заседании коллегии приняли участие: Президент Российской Федерации В.В. Путин, Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов, Председатель Правления банка России В.В. Геращеико, Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, министры Российской Федерации, руководители комитетов Государственной Думы, руководители финансовых органов, органов казначейства, контроля и аудита, страхового надзора, валютного контроля, представители общественных и научных организаций, средств массовой информации.
В кратком вступительном слове заместитель Председателя Правительства — министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин выразил надежду на то, что на заседании состоится прямой, заинтересованный разговор о развитии финансовой системы страны.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении подчеркнул, что положение дел в финансовой сфере наиболее точно отражает состояние экономики и социальной сферы России. Бюджет страны - это сама суть и содержание государственной политики. И Министерству финансов, конечно же, принадлежит здесь ключевая роль. Именно Минфин отвечает за единство финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики государства и, в конечном итоге, за результативность этой политики.
Работа Минфина непосредственно влияет на развитие всей экономики страны, во многом предопределяя эффективность работы всего Правительства России. В настоящее время идет активная работа над бюджетом следующего года. Этот бюджет должен быть бездефицитным. При его формировании необходимо соблюдать приоритеты финансирования, среди которых социальная сфера, безопасность государства, поддержка образования и научного потенциала страны. Особое внимание следует обратить на судебную реформу, на реформу государственной службы. Нельзя допускать растаскивания дополнительных доходов, появившихся в результате удачно сложившейся конъюнктуры, по разного рода финансовым дырам. Недопустимо оставаться из года в год заложниками того или иного уровня цен на энергоносители на мировых рынках. Принципиально важно обеспечить максимальную защиту бюджета и всей экономики страны от воздействия внешних факторов. Президент РФ напомнил, что в своем послании Федеральному Собранию РФ он высказал идею о двух частях бюджета: первая строится, исходя из пессимистической оценки цен на товары российского экспорта и, прежде всего, традиционного. Вторая часть образуется за счет дополнительных и тоже, прежде всего, экспортных доходов.
Затем В.В. Путин перешел к проблеме инфляции. За первый квартал 2001 г. она почти вдвое превзошла запланированный в бюджете уровень и становится серьезной угрозой экономическому росту. В связи с этим необходимо более активно управлять бюджетными инструментами, остановить наращивание неэффективных бюджетных расходов. Здесь далеко не все зависит от Министерства финансов. Многое зависит от всего экономического блока, но многое — и в руках Минфина. Результативность бюджетной политики определяется не только формальным исполнением отдельных статей федерального бюджета, но и конкретными достижениями в социальной сфере и экономике в целом. За цифрами должен стоять результат.
Другая задача - дальнейшее реформирование налоговой сферы. Цель остается прежней — хорошо просчитанное, последовательное снижение налогового бремени. Но налоговые послабления важны не сами по себе. Они должны помогать тем, кто платит налоги, кто стремится развивать производство. Уже то, что сделано в налоговой сфере, свидетельствует, что за многие годы государство впервые преследует не чисто фискальные цели, а добивается поощрения деловой активности в стране. Создаются условия для повышения доходов федерального бюджета за счет развития предпринимательства и сокращения теневого сектора, а не просто за счет повышения собираемости налогов, хотя и это еще продолжает оставаться актуальным.
По сравнению с первым кварталом прошлого года сборы подоходного налога, ставка которого была снижена до 13%, возросли почти до 70%. Этого не ожидал никто. В целом собираемость возросла в реальном исчислении на 30-40%, причем по подоходному налогу - гораздо больше, чем по МНС в целом. Существенно повлияла на собираемость налогов либерализация в .таможенном деле: за первый квартал собрано процентов на 30 больше, чем в первом квартале прошлого года. По мнению Президента РФ, необходимо обратить приоритетное внимание на качество подготавливаемых в этой области документов, прежде всего, законопроектов. Плохо подготовленные законы — причина многих возникающих проблем. Необходимо, что-бы законы приобрели характер прямого действия, а механизм был хорошо продуман и предельно ясен. В этой важнейшей сфере не должно быть неоднозначно понимаемых или отсылочных норм.
В совершенствовании нуждаются межбюджетные отношения. Они должны обеспечивать устойчивую сбалансированность всех уровней бюджетной системы. Действующая система разграничения налоговых и бюджетных полномочий вызывает нарекания со стороны региональных властей. В этом году приоритетной задачей является разграничение полномочий между субъектами Федерации, муниципальным уровнем и федеральным центром. Суть всех процессов - в бюджетной сфере. Многие полагают, что федеральный бюджет забирает себе высокодоходные налоги, а трудно собираемые оставляет субъектам Федерации, Предметом критики являются и пропорции распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы. В ближайшее время должно быть завершено создание целостной системы финансовой поддержки регионов с четким разграничением доходных и расходных полномочий.
В 1999 г. задолженность региональных бюджетов федеральному по таким налогам, как НДС, акциз, земельный налог, арендная плата за землю и плата за недра составляла 10,4 млрд. руб. Предпринятые федеральным казначейством меры частично изменяли эту ситуацию. Сегодня распределение доходов между бюджетами в основном соответствует нормам. Субъекты Федерации убедились, что федеральная власть последовательна в своих намерениях отстоять нормы федерального законодательства. В этом направлении удалось продвинуться вперед. Но нужно думать и об укреплении доходной базы региональных и местных бюджетов. Все это надо учесть при подготовке Программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г. Задачей Правительства РФ не являются суперцептрализация, в том числе и в финансовой сфере. Доходы муниципального уровня управления и регионального уровня должны быть достаточны для выполнения поставленных перед ними задач и функций.
Еще одна важная проблема, которую затронул в своем выступлении Президент РФ, это — управление долгами. "Стратегия в этом вопросе остается важнейшим элементом бюджетной политики. Нужно стремиться к сокращению долга, улучшению его структуры, к снижению стоимости его обслуживания. Для этого следует воздать единую систему управления государственным долгом, не забывая при этом предельно осторожно относиться к приобретению новых долговых обязательств. Есть много идей, разных подходов, по наращивание долгов не может быть признано генеральной линией развития для страны, чем бы это ни мотивировалось. В связи с этим необходимо внести существенные изменения в нормативные документы, активно использовать изменения в международной практике, рыночный механизм”.
В заключение В.В. Путин сказал, что Минфин по своей природе — консервативное ведомство, что совсем неплохо для стабильности страны. Но все же следует обратить внимание па новации, па реформаторские проекты, предлагаемые другими ведомствами. И смотреть на них надо не только с позиций сегодняшнего дня или узковедомственных интересов, а с госу-дарственной точки зрения. Порой то, что сегодня выглядит как потеря, в будущем может оказаться для страны значительной прибылью. Работники Минфина в состоянии просчитать подобные последствия.
Состояние федерального бюджета, подчеркнул Президент РФ, состояние финансов это — важная основа не только экономической, но и социально-политической жизни страны. Это - индикатор, диагноз и ' прогноз развития общества и государства. Это - база для национального прогресса.
Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов отметил в своем выступлении, что 2000 г., с точки зрения социально-экономической динамики оказался самым успешным для страны за все последние годы. И в этом ~ немалая заслуга Министерства финансов, отвечающего за проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики.
Реализация задач, поставленных Президентом РФ в бюджетном послании на текущий год, способствовала закреплению роли бюджета как эффективного инструмента проведения экономической политики в стране. Экономические итоги первого квартала текущего года вселяют оптимизм. Те негативные тенденции, которые проявились в прошлом году (спад темпов промышленного роста и роста ВВП), успешно преодолеваются. Имеются признаки того, что позитивные тенденции I квартала будут укрепляться и по итогам года будут обеспечены те макроэкономические показатели, которые закладывались при планировании бюджета экономической политики на 2001 г.
В заявлении Правительства и Центрального банка России прописаны конкретные аспекты налогово-бюджетной и денежной политики, а также ряд структурных мер. Сегодня после многих лет хронического дефицита государство научилось жить по средствам. Это дает возможность осуществлять более глубокие преобразования в бюджетной и налоговой системе, в политике расходов и государственного долга, в других сферах экономической жизни страны.
В настоящее время Правительство, продолжал М.М. Касьянов, готовит к введению в действие целый комплекс налоговых мер в продолжение тех, которые были начаты в прошлом году. Экономика уже отреагировала на позитивные изменения прошлого года. Рост налоговых поступлений, происходящий несмотря на снижение налоговых ставок, как нельзя лучше, свидетельствует о правильности выбранного курса и закладывает основу для дальнейшего снижения налогового бремени без ущерба для бюджетных доходов. Но не всякое снижение налогов идет во благо: право предоставления субъектами Федерации налоговых льгот фактически компенсируется за счет федерального бюджета.
В минувшем году благодаря полученным дополнительным доходам началось решение проблем прошлых лет. Одной их таких проблем является погашение долгов по оборонным заказам. В конце прошлого года Правительство приняло решение о погашении этой задолженности. Социально-экономическое значение этой проблемы выходит далеко за рамки просто бюджетной операции по погашению долга. Но исполняются эти решения Правительства крайне медленно.
Другой проблемой, доставшейся в наследство нынешнему Правительству, являются так называемые "нефинансируемые мандаты". Последствия популистских решений, которые не были реальны ни тогда, когда они принимались, ни сейчас, привели к тому, что доверие населения к власти было поколеблено. Между тем, для реализации этих законодательных актов только в 2001 г. необходимо иметь 524 млрд. руб. Ликвидация необеспеченных обязательств позволит сконцентрировать ресурсы на наиболее важных областях.
Впервые за многие годы в бюджете 2001 г. осуществляются реальные меры по сокращению обязательств, возложенных на региональные и местные бюджеты. Создан фонд компенсаций, из которого финансируются расходы по двум важнейшим федеральным законам: по пособиям гражданам, имеющим детей, и по социальной защите инвалидов.
Особого внимания заслуживают межбюджетные отношения. Финансовые отношения центра и регионов — одна из основ федеративного устройства государства. Как известно, одной из причин энергетических проблем прошедшей зимы в ряде регионов страны, включая Приморье, является неурегулированность межбюджетных отношений. Чтобы не допустить подобных кризисов в дальнейшем, нужно заблаговременно обеспечить однозначное соответствие лимитов потребления энергетики бюджетополучателями и лимитов их финансирования.
Необходимо заблаговременно отработать систему договоров между бюджетополучателями и поставщиками топливно-энергетических ресурсов, чтобы организации, в первую очередь, Минобороны и Минатома, ощущали действенный государственный контроль.
М.М. Касьянов отметил успешную работу по переводу всех счетов доходов федерального бюджета на счета в федеральное казначейство. Самым масштабным, вызвавшим наибольшие технические трудности, был перевод на казначейское обслуживание всех счетов Государственного таможенного комитета. Важная работа проводится сейчас по казначейскому обслуживанию счетов Министерства обороны. Необходимо завершить ее в установленные Правительством сроки.
Одна из наиболее серьезных задач, стоящих сегодня перед страной, заключается в том, чтобы обезопасить социально-экономический рост от рисков. Третий год подряд федеральный бюджет исполняется с первичным профицитом. Дополнительные доходы расходуются главным образом на погашение долга, а значит, сокращается долговое бремя государства, нагрузка, ложащаяся на будущие поколения. Но сегодня предпринимаемых усилий уже недостаточно. Доходы, связанные с благоприятной внешней конъюнктурой должны направляться не на текущее потребление, а на формирование бюджетного резерва, о чем неоднократно говорил Президент. Средства этой части бюджета будут инвестироваться с целью сокращения обязательств по внешнему долгу и снижения фискальной нагрузки будущих периодов. Тогда появится возможность обеспечить устойчивое развитие страны, в том числе и при резком ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, что по-прежнему в существенной мере влияет на ситуацию в стране.
Настало время переходить на среднесрочное бюджетное планирование. В то же время затягивается столь необходимая для этого полная инвентаризация финан-совых активов и пассивов Правительства и создание единой системы управления государственным долгом. Ежегодная инвентаризация и системная работа по управлению государственным долгом должны стать органической и неотъемлемой частью бюджетного процесса. Решение задач, поставленных Президентом в послании Федеральному Собранию, и продолжение взвешенной макроэкономической политики будет способствовать реализации программы Правительства по модернизации экономики и социальной сферы.
С докладом об итогах исполнения федерального бюджета за 2000 г. и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2001 г. выступил заместитель Председателя Правительства — министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрнн, Он, в частности, отметил, что 2000 г. был успешным для экономики и для финансовой системы. Всему экономическому блоку Правительства совместно с Банком России пришлось отрабатывать те механизмы, которые давали бы эффект именно в условиях такого периода времени с сильным платежным балансом, с благоприятной внешней конъюнктурой. Только совместными действиями удалось обеспечить сохранение запланированных параметров российской экономики, достигнуть такого роста и сбалансированности макроэкономической политики.
Доходы федерального бюджета составили 1127,6 млрд. руб., или 16,2% ВВП, что на 2,8% выше доходов, поступивших в 1999 г. и на 5,1% — в 1998 г. Уровень собираемости налоговых платежей составил в 2000 г. более 89%, что превысило показатель 1999 г. на 12%. Доля доходов консолидированного бюджета возросла в процентном отношении к ВВП на 3,2% и составила 29,9%, при этом доходы бюджетов регионов возросли на 0,55% и составили 13,7% ВВП.
Соотношение доли доходов федерального бюджета и бюджетов регионов составило в 2000 г. 54,2% на 45,8%. Причина более медленного роста доходов региональных бюджетов, по мнению министра финансов, заключается, во-первых, в большом приросте доходов федерального бюджета, что обеспечили экспортные пошлины, зачисляемые в федеральный бюджет, ставки по которым повышались по мере роста мировых цен на нефть и нефтепродукты. Поступления от экспортных пошлин возросли за 2000 г. в 2,7 раза и составили 20% от доходов федерального бюджета. В 1999 г, эти поступления составили лишь 14%, Во-вторых, на уровень доходов региональных бюджетов повлияло предоставление субъектами Российской Федерации льгот по налогу на прибыль, а также рассрочек или отсрочек, что, в конечном счете, уменьшило их доходную базу на 80 млрд. руб.
Как положительный фактор А.Л. Кудрин отметил то, что в формировании доходной базы региональных бюджетов все меньше занимают платежи не в денежной форме. В истекшем году эта цифра сократилась до 4%.
В сравнении с другими странами Россия имеет одну из самых низких долей федерального бюджета в объеме государственных доходов - 54,2% (в Германии -62%, в Австрии - 69%, во Франции - 83%). В 2000 г., как и в предыдущие годы, основную долю доходов федерального бюджета составляли налоговые доходы. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимали НДС (32,9%), налог на прибыль (15,8%), акцизы (11,6%).
Расходы федерального бюджета составили 954,1 млрд. руб., или 13,7% ВВП. Объем расходов федерального бюджета за год увеличился в реальном выражении более чем на 20%. Доля расходов на социальную сферу в общем объеме бюджета увеличилась с 12,8% до 13,9%, на национальную оборону — с 17,4% до 20%. Существенно возрос объем средств, выделенных на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней (с 8,3% до 10,6% расходной части федерального бюджета).
Доля процентных платежей составляла всего 18% расходной части федерального бюджета (31,8% — в 1998 г.). В текущем году с учетом полного выполнения обязательств по уплате долгов доля процентных расходов составит около 20% расходной части бюджета, что не является критическим, как в прежние годы.
Уровень непроцентных расходов возрос за 2000 г. в реальном выражении более чем на треть. С одной стороны, это позволило профинансировать ряд важных социальных программ, полностью ликвидировать задолженность федерального бюджета перед социальной сферой и по заработной плате бюджетников, повысить оплату труда. С другой стороны, высокий уровень непроцентных расходов поднял чрезвычайно высоко планку этих расходов, достичь которую в менее благоприятных внешнеэкономических условиях будет нелегко.
Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации характеризовалось ростом непроцентных расходов, общая сумма которых составила 1,0 трлн. руб. и превысила величину непроцентных расходов федерального бюджета па 218 млрд. руб. При этом увеличение непроцентных расходов региональных бюджетов по сравнению с 1999 г. составило 0,6% ВВП.
Наибольшую величину в консолидированном бюджете имели расходы на образование — 11,5% от объема всех расходов, расходы па ЖКХ — 10,6%, расходы по обслуживанию государственного долга и расходы на оборону составили одинаковую величину — 10,2% расходной части консолидированного бюджета.
Наибольший объем расходов региональных бюджетов составили расходы на образование (17,3% расходов бюджетов регионов). Как и в прежние годы, большой объем расходов региональных бюджетов направлялся на финансирование расходов ЖКХ, составивших почти 200 млрд. руб. (19,5% расходов региональных бюджетов). Поэтому большие надежды возлагаются на реализацию программы "Жилище", предусматривающую некоторое ослабление бремени этого вида расходов.
Региональные бюджеты отличает социальная направленность. Без учета внебюджетных фондов на эти цели была направлена почти половина расходов бюджетов. Только на образование и здравоохранение направлено более 30% всех расходов, или 176 млрд. руб. и 135,6 млрд. руб. соответственно. Динамика расходов консолидированного бюджета в 2000 г. характеризовалась некоторым сокращением их общего уровня, что, несмотря на значительную доходную базу, говорит о приобретенном опыте жить по средствам.