Сущность кредита ECTS

Posted: суббота, 11 августа 2012 г. by Unknown in
0


1.  Европейская система зачетного перевода – ECTS (European 
Credit Transfer System)

Система кредитов ECTS направлена на выработку способа измерения и
сравнения результатов обучения при переходе из одного европейского вуза в
другой.  Целью разработки и внедрения этой системы является достижение
наиболее тесного сотрудничества между европейскими вузами:  облегчение
доступа к зарубежным учебным планам и обеспечение академического
признания.  Эта система может быть также использована в рамках одного
вуза или между вузами одной страны.



1.1. История вопроса: от ECTS (European Credit Transfer System)  
к ECA (European Credit Accumulation) 

Первоначально система кредитования ECTS  разрабатывалась по
программе SOCRATES/ERASMUS (1988-1995).  Эта система прошла
испытательный срок в течение 6  лет по пилотной схеме,  в которой
участвовали 145  вузов во всех странах Совета Европы,  охватывая 5
образовательных областей: МВА (Business Administration), Химия, История,
Техническая механика и Медицина.
  Осенью 1995  года Европейская комиссия внесла предложение
расширить круг дисциплин и вовлечь в систему неуниверситетский сектор
высшего образования.

  В 1996-97  гг.  система ECTS  стала использоваться в 38  новых
университетах  (включая 348  факультетов)  и 36  вузах неуниверситетского
типа (включая 206 факультетов).

  Шестилетнее успешное использование системы ECTS  при создании
прозрачных учебных планов способствовало и студенческой мобильности на
территории европейских стран,  и академическому признанию дипломов.
Следствием этого стало превращение системы ECTS в отдельный компонент
высшего образования.
  Так, в 1997-98 гг. в 772 вузах введена система ECTS; в 1998-99 гг. еще
290  вузов попросили гранты для введения системы ECTS;  в 1999-2000  гг.
более 1200  европейских вузов по 6000  учебным программам использовали
систему ECTS в рамках студенческого обмена.

В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу
для изучения возможности перехода от системы  "трансферта -  передачи"
кредитов ECTS  к системе  "накопления"  кредитов - European Credit
Accumulation. Это объясняется тем, что практически все страны, входящие в
Совет Европы,  ввели свои собственные системы,  основанные на
образовательных кредитах.  Многие из этих стран провели реформы своих
систем высшего образования, при этом наибольшей степени разработанности
достигли системы кредитов в Великобритании,  Скандинавских странах и
Италии,  причем в системе любого уровня итальянского образования
используются как накопительные кредиты, так и переводные. Благоприятная
реакция на накопительные кредиты в Германии, Испании, Бельгии. Однако,
довольно отрицательное отношение на внедрение системы ECTS  в виде
накопительной - в Нидерландах.

В настоящее время наиболее интенсивно система ECTS используется в
5-ти странах Европы:  Франция,  Испания,  Германия,  Италия и
Великобритания.  В каждой из этих стран совершается ежегодно более 12
тысяч студенческих обменов только внутри одной страны.  Всего же в
странах ЕС только в 2000  году произошло около 750  тысяч обменов
студентами.  Если рассматривать области наук,  по которым чаще всего
совершается обмен студентами,  то это-  бизнес,  лингвистика  (филология),
социальные, инженерные и юридические науки.

1.2. Сущность кредита ECTS

  ECTS-кредит представляет собой численное значение,
соответствующее дидактическим единицам дисциплины для характеристики
нагрузки студента, необходимой для ее завершения. Кредит отражает объем
6необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему
работы для завершения полного годового академического обучения в вузе,
т.е.  лекции,  практические работы,  семинары,  самостоятельная работа  (в
лаборатории,  библиотеке или дома),  а также экзамены или другие формы
контроля знаний. ECTS  кредиты являются скорее относительными,  чем
абсолютными величинами нагрузки студента.  Они показываю,  какую часть
годовой нагрузки  (трудоемкости)  данный курс составляет в общевузовской
или факультетской шкале кредитов.
В системе ECTS 60  кредитов соответствуют одному году обучения (в
терминах трудоемкости); 30  кредитов -  полгода обучения  (семестр), 20
кредитов - триместру обучения.

1.3. Функционирование системы ECTS 

Законодательный фундамент системы ECTS  составляют 3  основных
документа качества:
- информационный пакет;
- договор на обучение (между вузом и студентом);
- регистрация оценки знаний,
которые должны быть определены самим вузом с целью создания
основы для заключения двух-  и многосторонних соглашений по
сотрудничеству со студентом и другим вузом.
Информационный пакет.
Вуз,  в котором действует система ECTS,  готовит информационный
пакет,  обновляемый ежегодно,  в котором находятся описания всех курсов,
доступных в данном вузе.  В нем находится общая информация об
университете, его расположении, проживании студентов, административные
процедуры,  необходимые для регистрации и академический календарь.  В
информационный пакет также включены порядок приема,  типы курсов,
методики и технологии преподавания,  величины кредитов и их структура,
названия факультетов и департаментов,  обеспечивающих чтение курсов.

Условия проведения экзаменов и оценки знаний,  степени и звания,
присваиваемые по окончании вуза,  также включены в пакет.  Пакет
изготавливается на двух языках -  национальном и другом языке общения.
При этом студент заполняет заявление по установленной форме.
Договор на обучение описывает программу обучения за рубежом и
подписывается лично студентом и руководителем вуза до того,  как студент
уезжает за рубеж.

Регистрация оценки знаний показывает достижения студента до и после
обучения за рубежом. Документ об этом содержит не только кредиты ECTS,
но и уровень (курс), соответствующий местным условиям обучения и шкалу
ECTS  кредитов.  Сочетание местного уровня обучения  (курса)  и ECTS
кредитов дает качественную и количественную характеристику программы
обучения студента в другом вузе.

Полное академическое признание означает,  что время обучения за
рубежом  (включая экзамены и др.  формы оценки)  заменяется сравнимым
временем обучения в родном университете (включая экзамены и др. формы
оценки), хотя содержание учебной программы может отличаться.
Необходимость в создании и развитии системы ECTS  для студентов
заключается в нижеперечисленном. Эта система:  
 – гарантирует академическое признание обучения за рубежом;
 – обеспечивает доступ к полноценным учебным курсам и
академической жизни в другом вузе, это отличает систему от многих других
программ студенческой мобильности;
 – дает возможность дальнейшего обучения за рубежом,  т.к.  студент
может предпочесть не возвращаться в родной вуз после обучения заграницей,
а остаться в принимающем вузе для получения квалификации или уехать в
третий вуз. Институты сами решают о приемлемости этого и какие условия
должен выполнить студент для получения диплома.
Вкладом ECTS в развитие вуза следует считать следующее:
8 – создание прозрачности учебных планов,  в которых отражена
детальная информация о содержании учебного процесса на пути к
получению искомой степени;
 – оказание помощи при решении вопросов академического признания
квалификаций благодаря предварительному согласованию содержания
программы обучения между студентом,  его родным университетом и
принимающим университетом;
– более четкое отражение структуры курсов учебного плана,  учебной
нагрузки студента и результатов обучения;
 – вузы сохраняют свою автономию и ответственность за все решения,
касающиеся результатов обучения студентов.

1.4. Дальнейшие пути развития европейской системы ECTS 

 В силу существования большого различия в образовательных системах
стран европейского региона,  в самих системах образовательных кредитов,
которые ориентированы на выполнение национальных социально-
экономических и политических задач, создаются определенные трудности на
уровне консультаций по вопросу использования принципов и подходов
системы ECTS для непрерывного образовательного процесса в течение всей
жизни.  Рабочая группа Европейская комиссии предпринимает первые шаги
по возможному расширению системы ECTS  и превращению ее в просто
Европейскую систему ECS,  которая включала бы и передачу и накопления
кредитов.  В основу такой системы должны быть положены следующие
принципы:
– соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной
политики;
– улучшение международной  "прозрачности"  существующих
национальных / региональных образовательных систем и квалификаций;
9– совместимость системы ECS  с любой национальной /  региональной
образовательной системой, в которой может действовать или не действовать
кредитная система;
– возможность применения ко всем видам программ и формам высшего
образования  (дневное,  вечернее,  открытое /  дистанционное)  и охват такого
вида образования как непрерывное через всю жизнь;
– использование и развитие существующих черт системы ECTS:
кредиты,  международный зачетный перевод,  информационный пакет,
регистрация оценки знания и т.д.;
– совместимость с общеевропейским  "Приложением к дипломам"
(Diploma Supplement),  которое объясняет и делает прозрачными
академические и профессиональные квалификации высшего образования.

1.5. Использование кредитной системы в университетах Европы

  Система ECTS  быстро распространилась по всей Европе и была
включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее использование
для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих
странах:  Греция и Швеция (80%),  Финляндия и Польша (81.5%),  Австрия
(84%),  Румыния (87%),  Норвегия (90%,  Ирландия и Дания (93%).  Другие
системы,  отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании
(45.5%)  и Турции (58%).  В некоторых странах,  сравнительно большой
процент не использует ни систему ECTS,  ни иную аналогичную систему:
например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах
Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему
перезачета кредитов.
Австрия
В Австрии введение ECTS с 1999 г. стало обязательным при обучении
бакалавров –  магистров,  а с октября 2002  г.,  и при получении дипломов
специалистов (старая система). На основании Закона об университетах 2002
г.,  в 2003  году использовать ECTS  должны при обучении по 50%  всех
10специальностей.  Например,  ведущий австрийский вуз –  Технологический
университет в Граце уже располагает полностью действующей системой
кредитов.
Германия
Германия через свои высшие учебные заведения,  принимающие
участие в широкомасштабной пилотной схеме Европейского Союза по
развитию Европейской системы накопления и перезачета кредитов (ECTS) в
рамках программы студенческой мобильности ЕС SOCRATES/ERASMUS,
внесла значительный вклад в создание общеевропейской системы кредитов.
Законодательные акты о высшем образовании Земель должны
предусматривать наличие системы кредитов и модульное построение
учебных курсов  (п. 3,  Раздел 15  Закона о принципах организации высшей
школы (HRG). В соответствии с решением Конференции министров по делам
культуры (KMK)  от 5  марта 1999  г.,  пересмотренным последний раз 14
декабря 2001  г.,  учебные заведения при введении нового курса на степень
бакалавра или степень магистра должны представить подтверждение,  что
курс имеет модульное построение и основан на системе кредитов. Решение
КМК об обязательном модульном построении и использовании системы
кредитов должно также соблюдаться в процессе аккредитации.

Уже в своем первом Болонском отчете о мерах по повышению
привлекательности Германии,  как страны получения высшего образования,
от 18 декабря 1997 г. KMK выступала за то, чтобы ECTS служила моделью
при введении системы кредитов в Германии.

Планируется преобразовать систему перезачета кредитов в систему
накопления экзаменационных кредитов.

Следует также упомянуть о пилотной схеме модульного построения
учебных курсов,  которая была введена Федеральным правительством и
правительствами Земель в 1998  г.,  и,  как предполагается,  должна внести
вклад в конкретизацию требований модульного построения относительно
структур и планов учебных курсов. 30 октября 2000 г.,

Федеративно-Земельная Комиссия по планированию учебной
деятельности и поддержке исследований (BLK) утвердила отчет по пилотной
схеме модульного построения учебных курсов,  представленный ее
комитетом по планированию обучения (BLK-Drucksache K 00.48).

В сентябре 2000  г., KMK  приняла основные критерии введения
системы кредитов и модульного построения учебных курсов, которые лягут в
основу концепций модульного построения учебных курсов и системы
кредитов Земель и станут гарантией единого подхода,  что необходимо для
обеспечения студенческой мобильности между учебными заведениями и
Землями.  Этому предшествовало решение Конференции ректоров вузов
(HRK), в котором была подтверждена необходимость дальнейшего развития
Европейской системы накопления и перезачета кредитов (ECTS)  в высших
учебных заведениях Германии. KMK  совместно с HRK  сформулировали
систему перевода оценок, принятых в Германии, в кредиты системы ECTS, и
эта система уже учитывается учебными заведениями Германии при
разработке новых экзаменационных положений.

С 1 октября 2001 г. Федеральное правительство и правительства Земель
выделяют финансирование на реализацию новой пилотной схемы «Развитие
системы кредитов в высших учебных заведениях».  В целом федеральное
участие и участие Земель в финансировании этой совместной программы,
рассчитанной на три года,  составляет около 7,9  миллиона ЕВРО. 6  блоков
сотрудничества включают участие 13 Земель и 33 проекта. Цель программы –
разработка сравнимых стандартов для присвоения кредитов модулям на
основе студенческой учебной нагрузки,  создание электронной системы
администрирования экзаменационной деятельности и внедрение системы
кредитов в положения об учебной и экзаменационной деятельности. Научная
поддержка осуществляется группой оценки,  состоящей из представителей
Федерального Правительства и Земель,  а также внешних экспертов,
представляющих академическое сообщество страны.

Исследование, проведенное службой академического обмена Германии
(DAAD)  в декабре 2000  г.,  выявило,  что уже 2000/2001 учебном году всего
185 учебных заведений Германии, в том числе 93 университета прикладных
наук,  внедрили или применяли ECTS  в примерно 1340  областях
(дисциплинах) – не только в рамках курсов на степень бакалавра и магистра,
но и в традиционных учебных курсах.
Венгрия

В Венгрии в апреле 1998 года правительство приняло постановление о
введении кредитной системы в высшем образовании с сентября 2003  года.
Целью данного решения стала модернизация учебного плана как часть
образовательной реформы и программы повышения студенческой
мобильности.

В настоящее время перед венгерской системой высшего образования
стоит задача обеспечить успешное введение и адаптацию кредитной системы
в вузах. Она была введена примерно в половине вузов уже в сентябре 2002
года, а остальные вузы должны были начать ее применение с сентября 2003
года.  Ответственность за введение несут национальный кредитный совет и
специально созданное подразделение,  отвечающее за внедрение кредитной
системы.  Согласно установленным принципам,  министерство образования
разработало специальное программное обеспечение для учета личных
данных студентов и сведений,  относящихся к их образованию,  бесплатное
для представителей подразделений по учету.
Приоритетом деятельности Министерства является профессиональная
и технологическая поддержка учреждений для обеспечения успешного u1074
введения кредитной системы.  С этой целью Министерство организует
семинары для региональных учреждений.
Еще одна важная задача -  достижение гибкости индивидуальных
учебных планов студентов на основе накопления кредитов.  Постановление
правительства 77/2002  определяет требования для каждой подгруппы
программ в ECTS:
-кредиты по основным предметным областям,  соотношение всех
кредитов и обязательного количества кредитов;
-соотношение количества кредитов,  которое необходимо набрать по
обязательным предметам, по предметам по выбору из списка обязательных и
по любым предметам по выбору;
-кредиты по практическим занятиям;
-кредиты,  относящиеся к общему этапу обучения по аналогичным
программам;
-минимальное и максимальное количество кредитов по результатам
экзаменационной сессии;
-сдача экзамена на знание языка на достаточно высоком уровне, чтобы
быть допущенным к выпускному экзамену.

В настоящее время уже создается необходимая информационная база,
устанавливаются и поддерживаются программы по учету студенческих
показателей,  проводится профессиональная подготовка сотрудников отдела
по учету и отдела по консультированию студентов по кредитной системе.

Принимая во внимание относительно низкую мобильность венгерских
студентов, ECTS  вводится не в каждом вузе.  Однако в ближайшие годы
планируется развивать международную мобильность студентов, чему должно
поспособствовать вступление Венгрии в Европейский Союз и
распространение использования ECTS в вузах.
Дания
В Дании,  начиная с 1  сентября 2001  г.,  требуется обязательно
указывать размер образовательных единиц в кредитах в соответствии с
Исполнительным распоряжением об экзаменах по программам высшего
образования. Данная схема была юридически закреплена в новом Законе об
университетах и используется также в других областях высшего образования
в соответствии с Исполнительными распоряжениями об образовании.  Было
осуществлено несколько проектов по использованию информационных
пакетов общеевропейской системы u1082 кредитов, однако их использование
не носит обязательного характера. Во всех случаях, информационные пакеты
с описаниями академических целей, содержания, преподавания и структуры
оценки используются университетами в связи со студенческими обменами.
Конференция ректоров и аналогичные организации ведут изучение
дальнейшего использования шкалы подсчёта кредитов.
Ирландия
В Ирландии ECTS  была успешно инкорпорирована в ранее
существующую систему квалификационного совета по высшему
образованию и внедрена во многие программы Дублинского
технологического института,  а так же – «новых»  университетов,  таких как
Дублинский городской университет и Лимерикский университет.  В других
институтах TCTS используется в рамках программ ERASMUS и SOCRATES.

В то же время, Национальное квалификационное управление Ирландии
не так давно учредило рабочую консультационную группу по проблеме
кредитов. Группа функционирует исходя из следующих принципов.

В задачи Группы входит содействие Управлению в анализе путей
разработки системы или систем накопления и перезачета кредитов,  которая
стала бы  (которые стали бы)  составным элементом национальной
квалификационной структуры.  Кроме того,  в задачи группы входит
содействие в анализе того, какие роли в этом процессе будут играть ведущие
представители сферы образования.

Группа создается именно как рабочая –  она будет содействовать
Управлению в текущем анализе уже существующих систем. Исходя из этого,
группа будет оказывать Управлению помощь в поиске вариантов развития.
Руководство Группой осуществляет Национальное квалификационное
управление Ирландии.  В нее входят представители квалификационного
совета по высшему образованию представители неправительственных
академических союзов и экспертного сообщества страны так же –
Управления по вопросам накопления и перезачета кредитов Северной
Ирландии (УВНЗКСИ).

Национальное квалификационное управление Ирландии сделало ряд
шагов по выработке собственного подхода ирландской стороны к вопросу о
кредитах.  В целом,  этот подход поддерживает функционирование
национальной структуры квалификаций,  особенно в отношении учащихся
старшего возраста.  В частности,  данный подход будет способствовать не
только накоплению и перезачету кредитов,  официальному признанию
предшествующих периодов обучения, но и дополнять стратегию управления
по вопросам получения,  перезачета и последовательности получения
кредитов. Кроме того,  в рамках этого подхода будут приняты во внимание
уже существующие в Ирландии правила относительно кредитов.  Подход
будет реализовываться в соответствии с европейскими инициативами.
Норвегия
Существовавшая ранее в Норвегии система кредитов состояла из 20
кредитов,  по новой системе полный академический год соответствует 60
кредитам.  Помимо этого была введена новая стандартизированная система
оценок, оценки по шкале от A до E означают положительный результат, F –
результат неудовлетворительный.  Новая система кредитов и новая система
оценок эквивалентны ECTS. Если студент желает учиться в разных учебных
заведениях страны,  диплом может выдаваться на основе совокупности
результатов учебы в разных высших учебных заведениях,  это делает
студента более мобильным.  По закону вузы обязаны взаимно признавать
учебные программы друг друга, если содержание соответствующей учебы в
разных вузах свободно от повторов.
Польша
Система перезачета кредитов хорошо известна в польских вузах. Она
применяется в 68% государственных вузов и в 35% негосударственных. 27%
государственных вузов применяют эту систему по всем профилям. ECTS
применяется большинством государственных вузов,  которые
специализируются на искусствах, бизнесе и медицине. Следует отметить, что
система ECTS  получила одобрение университетов и технических
16университетов практически на 100%. Что касается негосударственных вузов,
систему ECTS  преимущественно применяют учебные заведения,
преподающие бизнес, банковское дело и филологию.
Финляндия
Финляндия приняла национальную систему кредитов в конце 1970-х
г.г. Эта система применяется в секторе высшего образования и основывается
на нагрузке студента: одна единица кредита соответствует 40 часам работы
студента. Эта национальная система будет заменена другой, непосредственно
основанной на ECTS  с 1  августа 2005  г.,  т.е.  одновременно с реформой
университетской структуры учёных степеней. Эта реформа затрагивает как
университеты, так и политехнические институты.

0 коммент.:


Яндекс.Метрика