Сущность кредита ECTS
Posted: суббота, 11 августа 2012 г. by Unknown in
0
1. Европейская система зачетного перевода – ECTS (European
Credit Transfer System)
Система кредитов ECTS направлена на выработку способа измерения и
сравнения результатов обучения при переходе из одного европейского вуза в
другой. Целью разработки и внедрения этой системы является достижение
наиболее тесного сотрудничества между европейскими вузами: облегчение
доступа к зарубежным учебным планам и обеспечение академического
признания. Эта система может быть также использована в рамках одного
вуза или между вузами одной страны.
1.1. История вопроса: от ECTS (European Credit Transfer System)
к ECA (European Credit Accumulation)
Первоначально система кредитования ECTS разрабатывалась по
программе SOCRATES/ERASMUS (1988-1995). Эта система прошла
испытательный срок в течение 6 лет по пилотной схеме, в которой
участвовали 145 вузов во всех странах Совета Европы, охватывая 5
образовательных областей: МВА (Business Administration), Химия, История,
Техническая механика и Медицина.
Осенью 1995 года Европейская комиссия внесла предложение
расширить круг дисциплин и вовлечь в систему неуниверситетский сектор
высшего образования.
В 1996-97 гг. система ECTS стала использоваться в 38 новых
университетах (включая 348 факультетов) и 36 вузах неуниверситетского
типа (включая 206 факультетов).
Шестилетнее успешное использование системы ECTS при создании
прозрачных учебных планов способствовало и студенческой мобильности на
территории европейских стран, и академическому признанию дипломов.
Следствием этого стало превращение системы ECTS в отдельный компонент
высшего образования.
Так, в 1997-98 гг. в 772 вузах введена система ECTS; в 1998-99 гг. еще
290 вузов попросили гранты для введения системы ECTS; в 1999-2000 гг.
более 1200 европейских вузов по 6000 учебным программам использовали
систему ECTS в рамках студенческого обмена.
В феврале 1999 года Европейская комиссия образовала рабочую группу
для изучения возможности перехода от системы "трансферта - передачи"
кредитов ECTS к системе "накопления" кредитов - European Credit
Accumulation. Это объясняется тем, что практически все страны, входящие в
Совет Европы, ввели свои собственные системы, основанные на
образовательных кредитах. Многие из этих стран провели реформы своих
систем высшего образования, при этом наибольшей степени разработанности
достигли системы кредитов в Великобритании, Скандинавских странах и
Италии, причем в системе любого уровня итальянского образования
используются как накопительные кредиты, так и переводные. Благоприятная
реакция на накопительные кредиты в Германии, Испании, Бельгии. Однако,
довольно отрицательное отношение на внедрение системы ECTS в виде
накопительной - в Нидерландах.
В настоящее время наиболее интенсивно система ECTS используется в
5-ти странах Европы: Франция, Испания, Германия, Италия и
Великобритания. В каждой из этих стран совершается ежегодно более 12
тысяч студенческих обменов только внутри одной страны. Всего же в
странах ЕС только в 2000 году произошло около 750 тысяч обменов
студентами. Если рассматривать области наук, по которым чаще всего
совершается обмен студентами, то это- бизнес, лингвистика (филология),
социальные, инженерные и юридические науки.
1.2. Сущность кредита ECTS
ECTS-кредит представляет собой численное значение,
соответствующее дидактическим единицам дисциплины для характеристики
нагрузки студента, необходимой для ее завершения. Кредит отражает объем
6необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему
работы для завершения полного годового академического обучения в вузе,
т.е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в
лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы
контроля знаний. ECTS кредиты являются скорее относительными, чем
абсолютными величинами нагрузки студента. Они показываю, какую часть
годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской
или факультетской шкале кредитов.
В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в
терминах трудоемкости); 30 кредитов - полгода обучения (семестр), 20
кредитов - триместру обучения.
1.3. Функционирование системы ECTS
Законодательный фундамент системы ECTS составляют 3 основных
документа качества:
- информационный пакет;
- договор на обучение (между вузом и студентом);
- регистрация оценки знаний,
которые должны быть определены самим вузом с целью создания
основы для заключения двух- и многосторонних соглашений по
сотрудничеству со студентом и другим вузом.
Информационный пакет.
Вуз, в котором действует система ECTS, готовит информационный
пакет, обновляемый ежегодно, в котором находятся описания всех курсов,
доступных в данном вузе. В нем находится общая информация об
университете, его расположении, проживании студентов, административные
процедуры, необходимые для регистрации и академический календарь. В
информационный пакет также включены порядок приема, типы курсов,
методики и технологии преподавания, величины кредитов и их структура,
названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов.
Условия проведения экзаменов и оценки знаний, степени и звания,
присваиваемые по окончании вуза, также включены в пакет. Пакет
изготавливается на двух языках - национальном и другом языке общения.
При этом студент заполняет заявление по установленной форме.
Договор на обучение описывает программу обучения за рубежом и
подписывается лично студентом и руководителем вуза до того, как студент
уезжает за рубеж.
Регистрация оценки знаний показывает достижения студента до и после
обучения за рубежом. Документ об этом содержит не только кредиты ECTS,
но и уровень (курс), соответствующий местным условиям обучения и шкалу
ECTS кредитов. Сочетание местного уровня обучения (курса) и ECTS
кредитов дает качественную и количественную характеристику программы
обучения студента в другом вузе.
Полное академическое признание означает, что время обучения за
рубежом (включая экзамены и др. формы оценки) заменяется сравнимым
временем обучения в родном университете (включая экзамены и др. формы
оценки), хотя содержание учебной программы может отличаться.
Необходимость в создании и развитии системы ECTS для студентов
заключается в нижеперечисленном. Эта система:
– гарантирует академическое признание обучения за рубежом;
– обеспечивает доступ к полноценным учебным курсам и
академической жизни в другом вузе, это отличает систему от многих других
программ студенческой мобильности;
– дает возможность дальнейшего обучения за рубежом, т.к. студент
может предпочесть не возвращаться в родной вуз после обучения заграницей,
а остаться в принимающем вузе для получения квалификации или уехать в
третий вуз. Институты сами решают о приемлемости этого и какие условия
должен выполнить студент для получения диплома.
Вкладом ECTS в развитие вуза следует считать следующее:
8 – создание прозрачности учебных планов, в которых отражена
детальная информация о содержании учебного процесса на пути к
получению искомой степени;
– оказание помощи при решении вопросов академического признания
квалификаций благодаря предварительному согласованию содержания
программы обучения между студентом, его родным университетом и
принимающим университетом;
– более четкое отражение структуры курсов учебного плана, учебной
нагрузки студента и результатов обучения;
– вузы сохраняют свою автономию и ответственность за все решения,
касающиеся результатов обучения студентов.
1.4. Дальнейшие пути развития европейской системы ECTS
В силу существования большого различия в образовательных системах
стран европейского региона, в самих системах образовательных кредитов,
которые ориентированы на выполнение национальных социально-
экономических и политических задач, создаются определенные трудности на
уровне консультаций по вопросу использования принципов и подходов
системы ECTS для непрерывного образовательного процесса в течение всей
жизни. Рабочая группа Европейская комиссии предпринимает первые шаги
по возможному расширению системы ECTS и превращению ее в просто
Европейскую систему ECS, которая включала бы и передачу и накопления
кредитов. В основу такой системы должны быть положены следующие
принципы:
– соблюдение автономии стран и вузов в области образовательной
политики;
– улучшение международной "прозрачности" существующих
национальных / региональных образовательных систем и квалификаций;
9– совместимость системы ECS с любой национальной / региональной
образовательной системой, в которой может действовать или не действовать
кредитная система;
– возможность применения ко всем видам программ и формам высшего
образования (дневное, вечернее, открытое / дистанционное) и охват такого
вида образования как непрерывное через всю жизнь;
– использование и развитие существующих черт системы ECTS:
кредиты, международный зачетный перевод, информационный пакет,
регистрация оценки знания и т.д.;
– совместимость с общеевропейским "Приложением к дипломам"
(Diploma Supplement), которое объясняет и делает прозрачными
академические и профессиональные квалификации высшего образования.
1.5. Использование кредитной системы в университетах Европы
Система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была
включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее использование
для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих
странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия
(84%), Румыния (87%), Норвегия (90%, Ирландия и Дания (93%). Другие
системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании
(45.5%) и Турции (58%). В некоторых странах, сравнительно большой
процент не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему:
например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах
Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему
перезачета кредитов.
Австрия
В Австрии введение ECTS с 1999 г. стало обязательным при обучении
бакалавров – магистров, а с октября 2002 г., и при получении дипломов
специалистов (старая система). На основании Закона об университетах 2002
г., в 2003 году использовать ECTS должны при обучении по 50% всех
10специальностей. Например, ведущий австрийский вуз – Технологический
университет в Граце уже располагает полностью действующей системой
кредитов.
Германия
Германия через свои высшие учебные заведения, принимающие
участие в широкомасштабной пилотной схеме Европейского Союза по
развитию Европейской системы накопления и перезачета кредитов (ECTS) в
рамках программы студенческой мобильности ЕС SOCRATES/ERASMUS,
внесла значительный вклад в создание общеевропейской системы кредитов.
Законодательные акты о высшем образовании Земель должны
предусматривать наличие системы кредитов и модульное построение
учебных курсов (п. 3, Раздел 15 Закона о принципах организации высшей
школы (HRG). В соответствии с решением Конференции министров по делам
культуры (KMK) от 5 марта 1999 г., пересмотренным последний раз 14
декабря 2001 г., учебные заведения при введении нового курса на степень
бакалавра или степень магистра должны представить подтверждение, что
курс имеет модульное построение и основан на системе кредитов. Решение
КМК об обязательном модульном построении и использовании системы
кредитов должно также соблюдаться в процессе аккредитации.
Уже в своем первом Болонском отчете о мерах по повышению
привлекательности Германии, как страны получения высшего образования,
от 18 декабря 1997 г. KMK выступала за то, чтобы ECTS служила моделью
при введении системы кредитов в Германии.
Планируется преобразовать систему перезачета кредитов в систему
накопления экзаменационных кредитов.
Следует также упомянуть о пилотной схеме модульного построения
учебных курсов, которая была введена Федеральным правительством и
правительствами Земель в 1998 г., и, как предполагается, должна внести
вклад в конкретизацию требований модульного построения относительно
структур и планов учебных курсов. 30 октября 2000 г.,
Федеративно-Земельная Комиссия по планированию учебной
деятельности и поддержке исследований (BLK) утвердила отчет по пилотной
схеме модульного построения учебных курсов, представленный ее
комитетом по планированию обучения (BLK-Drucksache K 00.48).
В сентябре 2000 г., KMK приняла основные критерии введения
системы кредитов и модульного построения учебных курсов, которые лягут в
основу концепций модульного построения учебных курсов и системы
кредитов Земель и станут гарантией единого подхода, что необходимо для
обеспечения студенческой мобильности между учебными заведениями и
Землями. Этому предшествовало решение Конференции ректоров вузов
(HRK), в котором была подтверждена необходимость дальнейшего развития
Европейской системы накопления и перезачета кредитов (ECTS) в высших
учебных заведениях Германии. KMK совместно с HRK сформулировали
систему перевода оценок, принятых в Германии, в кредиты системы ECTS, и
эта система уже учитывается учебными заведениями Германии при
разработке новых экзаменационных положений.
С 1 октября 2001 г. Федеральное правительство и правительства Земель
выделяют финансирование на реализацию новой пилотной схемы «Развитие
системы кредитов в высших учебных заведениях». В целом федеральное
участие и участие Земель в финансировании этой совместной программы,
рассчитанной на три года, составляет около 7,9 миллиона ЕВРО. 6 блоков
сотрудничества включают участие 13 Земель и 33 проекта. Цель программы –
разработка сравнимых стандартов для присвоения кредитов модулям на
основе студенческой учебной нагрузки, создание электронной системы
администрирования экзаменационной деятельности и внедрение системы
кредитов в положения об учебной и экзаменационной деятельности. Научная
поддержка осуществляется группой оценки, состоящей из представителей
Федерального Правительства и Земель, а также внешних экспертов,
представляющих академическое сообщество страны.
Исследование, проведенное службой академического обмена Германии
(DAAD) в декабре 2000 г., выявило, что уже 2000/2001 учебном году всего
185 учебных заведений Германии, в том числе 93 университета прикладных
наук, внедрили или применяли ECTS в примерно 1340 областях
(дисциплинах) – не только в рамках курсов на степень бакалавра и магистра,
но и в традиционных учебных курсах.
Венгрия
В Венгрии в апреле 1998 года правительство приняло постановление о
введении кредитной системы в высшем образовании с сентября 2003 года.
Целью данного решения стала модернизация учебного плана как часть
образовательной реформы и программы повышения студенческой
мобильности.
В настоящее время перед венгерской системой высшего образования
стоит задача обеспечить успешное введение и адаптацию кредитной системы
в вузах. Она была введена примерно в половине вузов уже в сентябре 2002
года, а остальные вузы должны были начать ее применение с сентября 2003
года. Ответственность за введение несут национальный кредитный совет и
специально созданное подразделение, отвечающее за внедрение кредитной
системы. Согласно установленным принципам, министерство образования
разработало специальное программное обеспечение для учета личных
данных студентов и сведений, относящихся к их образованию, бесплатное
для представителей подразделений по учету.
Приоритетом деятельности Министерства является профессиональная
и технологическая поддержка учреждений для обеспечения успешного u1074
введения кредитной системы. С этой целью Министерство организует
семинары для региональных учреждений.
Еще одна важная задача - достижение гибкости индивидуальных
учебных планов студентов на основе накопления кредитов. Постановление
правительства 77/2002 определяет требования для каждой подгруппы
программ в ECTS:
-кредиты по основным предметным областям, соотношение всех
кредитов и обязательного количества кредитов;
-соотношение количества кредитов, которое необходимо набрать по
обязательным предметам, по предметам по выбору из списка обязательных и
по любым предметам по выбору;
-кредиты по практическим занятиям;
-кредиты, относящиеся к общему этапу обучения по аналогичным
программам;
-минимальное и максимальное количество кредитов по результатам
экзаменационной сессии;
-сдача экзамена на знание языка на достаточно высоком уровне, чтобы
быть допущенным к выпускному экзамену.
В настоящее время уже создается необходимая информационная база,
устанавливаются и поддерживаются программы по учету студенческих
показателей, проводится профессиональная подготовка сотрудников отдела
по учету и отдела по консультированию студентов по кредитной системе.
Принимая во внимание относительно низкую мобильность венгерских
студентов, ECTS вводится не в каждом вузе. Однако в ближайшие годы
планируется развивать международную мобильность студентов, чему должно
поспособствовать вступление Венгрии в Европейский Союз и
распространение использования ECTS в вузах.
Дания
В Дании, начиная с 1 сентября 2001 г., требуется обязательно
указывать размер образовательных единиц в кредитах в соответствии с
Исполнительным распоряжением об экзаменах по программам высшего
образования. Данная схема была юридически закреплена в новом Законе об
университетах и используется также в других областях высшего образования
в соответствии с Исполнительными распоряжениями об образовании. Было
осуществлено несколько проектов по использованию информационных
пакетов общеевропейской системы u1082 кредитов, однако их использование
не носит обязательного характера. Во всех случаях, информационные пакеты
с описаниями академических целей, содержания, преподавания и структуры
оценки используются университетами в связи со студенческими обменами.
Конференция ректоров и аналогичные организации ведут изучение
дальнейшего использования шкалы подсчёта кредитов.
Ирландия
В Ирландии ECTS была успешно инкорпорирована в ранее
существующую систему квалификационного совета по высшему
образованию и внедрена во многие программы Дублинского
технологического института, а так же – «новых» университетов, таких как
Дублинский городской университет и Лимерикский университет. В других
институтах TCTS используется в рамках программ ERASMUS и SOCRATES.
В то же время, Национальное квалификационное управление Ирландии
не так давно учредило рабочую консультационную группу по проблеме
кредитов. Группа функционирует исходя из следующих принципов.
В задачи Группы входит содействие Управлению в анализе путей
разработки системы или систем накопления и перезачета кредитов, которая
стала бы (которые стали бы) составным элементом национальной
квалификационной структуры. Кроме того, в задачи группы входит
содействие в анализе того, какие роли в этом процессе будут играть ведущие
представители сферы образования.
Группа создается именно как рабочая – она будет содействовать
Управлению в текущем анализе уже существующих систем. Исходя из этого,
группа будет оказывать Управлению помощь в поиске вариантов развития.
Руководство Группой осуществляет Национальное квалификационное
управление Ирландии. В нее входят представители квалификационного
совета по высшему образованию представители неправительственных
академических союзов и экспертного сообщества страны так же –
Управления по вопросам накопления и перезачета кредитов Северной
Ирландии (УВНЗКСИ).
Национальное квалификационное управление Ирландии сделало ряд
шагов по выработке собственного подхода ирландской стороны к вопросу о
кредитах. В целом, этот подход поддерживает функционирование
национальной структуры квалификаций, особенно в отношении учащихся
старшего возраста. В частности, данный подход будет способствовать не
только накоплению и перезачету кредитов, официальному признанию
предшествующих периодов обучения, но и дополнять стратегию управления
по вопросам получения, перезачета и последовательности получения
кредитов. Кроме того, в рамках этого подхода будут приняты во внимание
уже существующие в Ирландии правила относительно кредитов. Подход
будет реализовываться в соответствии с европейскими инициативами.
Норвегия
Существовавшая ранее в Норвегии система кредитов состояла из 20
кредитов, по новой системе полный академический год соответствует 60
кредитам. Помимо этого была введена новая стандартизированная система
оценок, оценки по шкале от A до E означают положительный результат, F –
результат неудовлетворительный. Новая система кредитов и новая система
оценок эквивалентны ECTS. Если студент желает учиться в разных учебных
заведениях страны, диплом может выдаваться на основе совокупности
результатов учебы в разных высших учебных заведениях, это делает
студента более мобильным. По закону вузы обязаны взаимно признавать
учебные программы друг друга, если содержание соответствующей учебы в
разных вузах свободно от повторов.
Польша
Система перезачета кредитов хорошо известна в польских вузах. Она
применяется в 68% государственных вузов и в 35% негосударственных. 27%
государственных вузов применяют эту систему по всем профилям. ECTS
применяется большинством государственных вузов, которые
специализируются на искусствах, бизнесе и медицине. Следует отметить, что
система ECTS получила одобрение университетов и технических
16университетов практически на 100%. Что касается негосударственных вузов,
систему ECTS преимущественно применяют учебные заведения,
преподающие бизнес, банковское дело и филологию.
Финляндия
Финляндия приняла национальную систему кредитов в конце 1970-х
г.г. Эта система применяется в секторе высшего образования и основывается
на нагрузке студента: одна единица кредита соответствует 40 часам работы
студента. Эта национальная система будет заменена другой, непосредственно
основанной на ECTS с 1 августа 2005 г., т.е. одновременно с реформой
университетской структуры учёных степеней. Эта реформа затрагивает как
университеты, так и политехнические институты.